Поиск Первая страница сайта Написать нам
Челябинское ВТКУ
  Главная страница
  СОВЕТ ВЕТЕРАНОВ ЧВТКУ
  История училища
  Начальники училища
  Заместители Н.У.
  КАФЕДРЫ
  Отделы, службы
  Аллея славы
  Навечно в строю
  ВСЕ ВЫПУСКИ, ТБОУП
  Золотые медалисты
  Наши «ВИА»
  Выпускные знаки
  Афганистан

В родных стенах
  Спасибо за помощь сайту
  К "золотым" погонам.
  Наш "музей"
  Видео
  ТВОРЧЕСТВО
  Я ищу

Проекты
  Были ЧВТКУ

История ЧТУ-ЧТТУ

 

Историческая справка

Материал подготовлен  на основе монографии кандидата исторических наук  Ковшова И. В.   - 

''Вместе с Танкоградом'' и других открытых источников.


60-летию Великой Победы

Плещет дым газойля горьковатый,

Тяжкая колышется броня,

Снова в шлемах танковых ребята

И дороги, полные огня.

С. Орлов (выпускник Челябинского

 танкового училища, 1942 года).

Для большинства южноуральцев Челябинское высшее танковое командное училище имени 50-летия Великого Октбря, впоследствии - Челябинское высшее военное командное училище (военный институт) было известно, как одно из самых молодых военно-учебных заведений города Челябинска. Да и в армейской среде бытовало мнение, что училище самое молодое из танковых вузов Советского Союза и России.

Так ли это?

Неужели все создавалось на пустом месте? Без традиций, без корней… И это в ''Танкограде''?! Почему тогда многие годы шли и шли в адрес училища письма и поздравления от ветеранов Великой Отечественной войны с пометкой ''родному училищу''?. А седые старики, увешанные орденами и медалями благоговейно трогали руками стены казарм столетней давности. Да в дни очередных праздников тот же ветеран с горечью говорил: ''Что же это? Про нас ни слова. Ведь мы с Танкоградом были единое целое. И памятник у Вечного огня - и нам памятник! Ведь мы и учились, и танки собирали, и на фронт на них уходили отсюда. И были нас тысячи…''

…Только с каждым годом и ветеранов и писем становилось все меньше и меньше, а нынешнее состояние городка училища не поддается вразумительному осмыслению происходящего.

Сегодня можно твердо утверждать, что Челябинск в годы войны был не только центром танковой промышленности, центром формирования многих танковых соединения и частей, но и кузницей офицеров-танкистов для фронта. Это был единый сплав. И потому город звался Танкоградом (кстати, так он звался в открытой печати, что удивительно в условиях жестокой цензуры военного времени).  

Челябинское танковое училище, созданное практически с нуля в самом начале Великой Отечественной войны, выпустило самое большое количество офицеров-танкистов для тяжелых машин – около 7 тысяч, не считая выпускников специальных курсов. (Для сравнения – старейшее Казанское танковое училище на мощной довоенной базе – выпустило около 3500 офицеров ''военной поры''). Не умоляя роли других военных училищ, можно сказать, что в этом тоже ''Уральский'' почерк ''Танкограда''.

Как же получилось, что стерлось из памяти южноуральцев история тех ''военных лет'' училища? И знали о ней лишь в стенах  Челябинского танкового и не больше.

Ведь даже в дни празднования 50-летия и 55-летия Великой Победы в публикациях местных СМИ и многочисленных изданиях об этом не было ни слова. А в популярной военной энциклопедии Челябинской области ''Победа века'' – 2000 г. издания – ему уделено всего пару строк.

Так часто было и бывает в нашей истории. Так же как канули в лету наименования десятков и сотен овеянных славой частей и соединений. Участь расформированных частей у нас обидна. Знамена и дела сдаются на хранение и память о них, с течением времени, за редким исключением тускнеет быстро. Но настало время исправлять ошибки, что бы белые пятна нашей истории не превращались в черные дыры нашего беспамятства. 

Вот уже более века неподалеку от железнодорожного вокзала города Челябинска располагался большим прямоугольником на возвышенности военный городок.

Разное предназначение имел он за многие годы. На протяжении более  65 лет его хозяевами с 1941 года являлись танкисты.

Зима 1941 года Челябинское танковое училище. Занятия на танках КВ-1. На дальнем плане бывшие конюшни, переоборудованные в учебные корпуса ( в послевоенной истории училища - территория  спортгородка ЧВТКУ)

 История создания военного городка такова.

Как военный городок, эта территория существует с 1904 года. В период русско-японской войны 1904 –1905 гг. здесь был создан войсковой остановочный пункт и сборный пункт для новобранцев. Часть зданий построенных в тот период сохранилась до сих пор – штаб, 2-х этажные казармы.

С 1910 по 1913 гг. – дислоцировался известный в русской армии 196-й Инсарский пехотный полк.  

В 1914-1917 гг. здесь размещался 147-й Сводный эвакуационный госпиталь.

С началом  гражданской войны, военный городок использовался частями Красной и Белой армии чаще, как госпиталь. Позднее и те и другие использовали его для дислокации боевых частей.

В 20 – 30-е гг. в городке дислоцировались разные части, в том числе знаменитая 85-я Челябинская стрелковая дивизия, полностью погибшая, но не побежденная. Личный состав дивизии в мае 1941 г. прибыл на границу под г. Гродно, а уже в июне, в первые дни Великой Отечественной войны, одни из первых  приняли неравный бой.

В 1940-1941 гг. (до 22 июня 1941 г.) здесь разместился 598-й легкий артиллерийский полк (на конной тяге) 174-й стрелковой дивизии. 174-я стрелковая дивизия — формирование РККА. Сформирована на базе запасной стрелковой бригады в Уральском военном округе (УрВО), город Челябинск, в июле — августе 1940 года. Эта дивизия отличилась  в годы ВОВ, удерживая Подольский укрепрайон пока их не обошли с флангов.

С началом Великой Отечественной войны, Директивой Генерального штаба Красной Армии №-Орг./1/524382 от 30 июНя 1941 года (во многих публикациях ошибочно указывается июль), на этой территории образовывается Челябинское танковое училище.

. Однако, в тот период многие документы подписывались ''задним'' числом – по факту создания. На основе изучения архивных материалов, воспоминаний ветеранов,  можно сделать вывод, что создание Челябинского Танкового началось в самые первые дни войны и логично входило в план ''военного'' времени разработанного заранее, учитывая близость Челябинского танкового завода, который уже с 1940 года начал выпуск танков КВ-1.

Данный вывод подтверждается следующими фактами:

1. Воспоминаниями ветерана Великой Отечественной войны Феника Григория Николаевича, рабочего сталелитейного цеха Челябинского завода им. Колющенко.

 19 июня 1941 года он и ряд рабочих завода были призваны на учебные сборы. Сборный пункт размещался на территории тогдашнего артиллерийского полка. Однако полк уже был погружен в эшелон на станции Челябинск. Призывники помогали в этот день загружать последнее тыловое имущество. Вечером того же дня – полк убыл в распоряжение Западного Особого военного округа, где из частей и соединений Уральского военного округа согласно плану мобилизации в мае-июне 1941 года формировалась 22 армия. ( Начало войны полк встретил в пути. Участвовал в боях с июля 1941 года – под Полоцком, Великими Луками, затем в составе Северо-Западного фронта).

На следующий день после начала Великой Отечественной войны – 23 июня сборный пункт начал выводиться на окраину города Челябинска. Мобилизованным было объявлено, что в этом военном городке будет создаваться военное училище.

2. Согласно архивным данным старший командный состав училища уже был назначен на должности и прибыл для прохождения службы в середине июля 1941 года.

Так, начальником училища был назначен полковник Игнатьев Алексей Александрович (приказ Народного Комиссара обороны №01717 от 15 июля 1941 года).

Комиссаром училища – старший батальонный комиссар Зайченко Борис Михайлович (приказ Народного Комиссара обороны № 01852 от 27 июля 1941 года).

3. Старший политрук Глушков Александр Иванович, преподаватель социально-экономического цикла, (по воспоминаниям его дочери Романовой Клары Александровны из г. Сысерть),  убыл с группой офицеров - преподавателей из Свердловска в Челябинское Танковое училище 17 июля 1941 года.

4. Салов Александр Георгиевич (ветеран училища, ветеран ВОВ, курсант первого набора) сообщил, что был призван в начале июля 1941 года Златоустовским Горвоенкоматом и сразу направлен для учебы в Челябинское Танковое училище.

Училище формировалось кадрами, прибывающими из войсковых частей, учебных заведений Красной Армии и по направлению областных военных комиссариатов. Формирование училища в целом было закончено к 8 августа 1941 года и с этого дня оно вошло в состав Уральского военного округа. . (По архивным документам училища, днем его сформирования считалась дата 1 августа 1941 г.)

На этот момент находились на должностях и исполняли обязанности:

Начальник училища - полковник Игнатьев Алексей Александрович,

Комиссар училища старший батальонный комиссар – Зайченко Борис Михайлович

Помощник начальника училища по технической части – ВРИО инженер-майор Петров Иван Пантелеймонович. Позднее - полковник Чермных Сергей Михайлович,

Помощник начальника училища по хозяйственной части – капитан Юровский Израил Яковлевич,

Начальник технического цикла – инженер-майор Петров Иван Пантелеймонович,

Начальник тактического цикла – майор Лигугин Николай Иванович,

Начальник огневого цикла – капитан Казиевский Борис Алексеевич,

Начальник социально-экономического цикла – старший политрук Стуков Александр Павлович,

Секретарь партийной комиссии – старший политрук Демидов Георгий Кондратьевич,

Помощник начальника строевого отдела – техник-интендант 1-го ранга Швецов Николай Львович,

Командир 1-го батальона – капитан Новицкий Даниил Яковлевич,   

Командир 2-го батальона – капитан Бойко Герасим Никифорович,

Командир 3-го батальона – Дмитрюк Николай Николаевич, 

Командир 4-го батальона – капитан Изотов Анатолий Александрович,

Командир 5-го батальона – капитан Проценко Григорий Тимофеевич,

Командир танкового батальона обеспечения – капитан Крюков Виктор Васильевич.

В течении следующих месяцев 1941 года в училище продолжали поступать на доукомплектование – командный, преподавательский и личный состав курсантских подразделений.

 В августе  1941 года  прибыл первый заместитель начальника училища полковник Наумов Василий Андреевич.

Всего к 1 декабря 1941 года общая  численность Челябинского Танкового училища достигла 2,5 тыс. человек, включая командно-начальствующий, преподавательский состав, личный состав курсантских подразделений и подразделений обеспечения, обслуживающий персонал (Из справки военного отдела Челябинского Обкома ВКП (б) от 7 декабря 1941года).

Главной задачей училища являлось подготовка командиров танковых взводов, командиров танков, военных техников (старших механиков - водителей), для тяжелых боевых машин типа КВ-1-в начальный период войны. Позднее КВ-1с, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3 и тяжелых самоходных артиллерийских установок: СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122.

Танки ИС-3 и ИСУ-152 в парке училища. Зима 1946-1947 г.г.

Командирам экипажей присваивалось звание лейтенант, мл. лейтенант, старшим механикам водителям – звание техник-лейтенант.

 В 1941 году сроки обучения в училище были установлены: для командного состава - 8 месяцев; для военных техников - 9 месяцев. Таким образом, из первого набора  июля-августа 1941 года планировалось в марте-апреле 1942 года выпустить 1500 командиров. Однако реалии жизни внесли серьезные изменения. До сентября месяца приступить к учебным занятиям не удалось, на первый план вышли вопросы элементарного обеспечения жизнедеятельности   училища и номинальной подготовки учебно-материальной базы, ввиду полного отсутствия таковой. 

 

1941 год. Подготовкой к занятиям руководит старший политрук Глушков А.И.

В наследство от артиллерийского полка достались 3 двухэтажные кирпичные казармы, кирпичное здание штаба, деревянное здание санитарной части, барачной постройки клуб, 3 дощатые конюшни, хозяйственные склады и постройки.

Курсанты ЧТУ, ноябрь 1941 г. Крапивин Д.М. с товарищами.

Полностью отсутствовали: какие-либо учебные классы; столовые для офицерского, курсантского и красноармейского состава; бронетанковые и автомобильные парки; склад ГСМ (артполк был на конной тяге); овощехранилище и баня. Боевых машин тоже не было. Только из автотранспорта несколько полуторок полученных по мобнаряду из народного хозяйства.

К этому добавлялось отсутствие водопровода, канализации, слабая электрификация военного городка. Скученность личного состава в казармах была очень высока. Даже по сокращенным нормам военного времени, училище имело лишь 50% потребной площади. В казармах, где раньше размещалось не более 600 человек, пришлось вселять более 2000 курсантов, красноармейцев и младших командиров. Первые этажи казарм были оборудованы трехэтажными, а вторые этажи  двухэтажными нарами. Для того, чтобы разместить весь личный состав, пришлось использовать в казармах под проживания такие подсобные помещения, как кладовые, сушилки и даже пойти на ликвидацию умывальных комнат. Умывальники, как и туалеты, были устроены на улице. В первые месяцы постельных принадлежностей личный состав не имел.

С размещением офицерского состава было не меньше проблем. Лишь некоторые имели возможность снять частные квартиры. Большая часть проживала в общежитии, где абсолютно ничего не оборудовано, кроме 3х ярусных нар без постельных принадлежностей. Так что офицерский быт мало отличался от курсантского. Еще часть старшего командного состава проживала в клубе в не отапливаемых подсобках (например,  заместитель начальника училища полковник Наумов В.А. и командиры батальонов).

По воспоминаниям первого начальника училища – Игнатьева Алексея Анатольевича, о трудностях создания училища и в Москве и в штабе Уральского военного округа в Свердловске знали.

Начальник Главного бронетанкового Управления генерал  Я.Федоренко, сообщая ему о назначении на должность начальника Челябинского Танкового училища, подчеркнул, что это назначение крайней необходимости. '' Будет трудно. Училища еще фактически нет, но надо, чтобы в кратчайшие сроки начались нормальные занятия.''

          Катков А.В.

А в Свердловске командующий войсками Уральского военного округа генерал лейтенант Катков А.В. при представлении на должность пояснил: ''Обстановка сложная. Люди в Челябинское танковое прибывают. Но с обслуживанием и техникой пока неважно. В условиях войны все силы и средства брошены на обеспечение частей и соединений действующей армии. Помогать будем. Но многое придется создавать самим с нуля''.

По прибытии к месту дислокации училища, полковник Игнатьев А.А., в течении нескольких дней июля, вместе с группой офицеров, тщательно оценили обстановку и разработали план подготовки материально-технического обеспечения учебного процесса, а также учебные планы для курсантских подразделений первого набора. Но пока вопросы жизнедеятельности стояли на первом месте. Учитывая недостаточные возможности округа и Челябинской КЭЧ, было принято решение сосредоточиться на тех задачах, которые были по силам.

Было принято решение о переоборудовании одной из бывших конюшен – под курсантскую и красноармейскую столовую. Помещение было очищено от хлама, навоза, остеклено. Изготовлены собственными силами обеденные столы и скамьи из нетесаных досок. Однако столовая не была утеплена, не имела печей, электрического освещения и  котлов. Пищу продолжали готовить в полевых кухнях.

Столовая для командно-начальствующего состава была оборудована только к 1 октября 1941года на территории переселенческого пункта.

Собственными силами было налажено снабжение водой и вывоз нечистот. Хотя это потребовало специального приспособления, транспорта и увеличило расход дефицитного горючего, которое выделялось на учебные цели. (в среднем в 1941 году в месяц на это расходовалось до 800кг. топлива).

К сентябрю было сооружено 3 автобронетанковых парка. Территория отсыпана гравием, огорожена. Началось благоустройство территории городка. Для уменьшения грязи построена гравийная дорога от парков к контрольно-пропускному пункту. И главное - ликвидировано большое болото с кочками, находившееся испокон веков в самом центре городка. Под руководством полковника Игнатьева А.А., понимавшего в инженерном искусстве, в результате общих усилий злополучное болото исчезло навсегда, а на его месте появился спортивный городок. (в послевоенной истории училища на этом месте располагались часть главного учебного корпуса, офицерская столовая и аллея перед КПП №1). 

Благодаря помощи Челябинского облисполкома, в начале сентября 1941 года обустроен склад ГСМ. По его распоряжению, областная контора ''Снабчермет'' изготовила и передала ЧТУ цистерны для горючего общей емкостью 60 тонн. Это позволило иметь собственный запас горючего для танков и автотранспорта.

Решился вопрос о помывке всего личного состава в городской бане неподалеку от училища. Для этого специально выделялся один день в неделю. Здание бани, за стадионом ''Локомотив'' около городской телефонной станции, сохранилось до сих пор. (Многие помнят эту баню, как «Зелёный веник»)

Под учебные корпуса и классы было решено приспособить бывшие склады и конюшни.

Требовалось их утепление (строительство печей), ремонт, освещение, перегородка, обеспечение мебелью. Эта часть работ была самой затратной. К работам приступили, но ввиду крайне недостаточного снабжения округом строительными материалами (в первую очередь кирпичом, пиломатериалами, фанерой, цементом, электропроводкой, гвоздями),  к концу октября в условиях уже начавшейся уральской зимы, они были совершенно не готовы.

Еще одна серьезная проблема, вставшая вначале создания училища – это подготовленность офицерского и преподавательского состава. Лишь незначительная его часть имела достаточный армейский или педагогический опыт. В первую очередь, это начальник училища полковник А.А. Игнатьев, его заместители полковник В.А. Наумов, полковник Чермных С.М., военный комиссар училища – старший батальонный комиссар Б.М. Зайченко.

Остальные категории имели те или иные существенные недостатки, на исправление которых требовалось время. Исходя из докладной записки комиссара Б.М. Зайченко Челябинскому Обкому ВКП (б) от 30 сентября 1941 года, качественный анализ по категориям таков:

" Командно-начальствующий состав:

  • Старшая группа (управление училища, командиры батальонов, рот) представлена молодыми командирами со значительными недостатками в теоретической подготовке, не имеющих до этого практического опыта работы в военном училище.
  • Средняя группа (в основном командиры взводов) в абсолютном большинстве выпускники Орловского бронетанкового училища 1941 года (значительная часть из досрочных выпусков), ранее не служившие в войсках и впервые приступившие к командирской работе в условиях училища.
  • Преподавательский состав. На 100% начинающий, в связи с этим малоопытный. Главное – отсутствие методического опыта в преподавательской работе. Часть из них выпускники досрочных выпусков военных академий 1941 года, не служившие ранее в войсках. Значительная часть окончили 1,5 месячные курсы при Академии Механизации. Все имеют высшее образование, но нуждаются в серьезной практической и специальной подготовке, особенно в воинском воспитании, без чего качество их общей работы не достигает нужных результатов.
  • Политический аппарат, в массе своей, представляют кадры запаса, партработники, но не имеющие опыта в армейских условиях. Многие совершенно без военной подготовки.

Для всех групп командно-начальствующего состава характерны: отсутствие опыта в установлении твердого воинского порядка, неумение и непонимание, как требовать от подчиненного личного состава точного соблюдения уставов и приказов. Отсюда уровень воинской дисциплины еще не полностью соответствует особенностям военного училища.

В целом командный состав с задачами справляется. Люди работают в сложных условиях с полным напряжением, за исключением единиц.

Выявленные недостатки в подготовке командных кадров устраняются регулярной командирской подготовкой под личным наблюдением командования училища, практическим исполнением служебных обязанностей, организацией методических совещаний, умелой организацией воспитательной работы".

Совещание офицеров в классе-землянке (1947 г.). Их построили в войну.

Таким образом, приходилось параллельно готовить еще и сам преподавательский состав. Кроме того, самих преподавателей не хватало. Поэтому приглашались преподаватели Челябинских Вузов, местные инженеры – прежде всего на технические дисциплины. Для уменьшения нагрузки на преподавателей и повышения качества подготовки, в первые месяцы ряд учебных циклов возглавило командование училища: технический цикл – помощник начальника училища по технической части; социально-экономический – комиссар училища; тактический – начальник училища.

           Игнатьев А.А.

Кстати у полковника А.А. Игнатьева был к тому времени самый богатый и жизненный и военный опыт. Рабочий железнодорожных мастерских, солдат Первой мировой, создатель первых отрядов Красной Армии на Великолукском железнодорожном узле.

Интересно, что волею судьбы был участником Октябрьских событий 1917 года. Первая рота шестого запасного саперного батальона, где он был председателем ротного комитета, несла охрану Смольного и заседавшего в нем 2-го Всероссийского съезда Советов. Позднее участвовал под Петроградом в боях с Юденичем, сражался на Польском фронте. После гражданской войны остался в армии и в 1929 году был направлен в только что создаваемые бронетанковые войска. Перед войной занимал должность помощника инспектора бронетанковых войск РККА.

Войну встретил на Киевском направлении, получив 3-х недельный опыт новой войны до назначения в Челябинск.

В сентябре 1941 года в непростых условиях первые 64 учебных взвода приступили к плановым занятиям. Для курсантов был установлен 12 часовой учебный день. Не менее 8 часов (чаще больше) на полевые, практические, лекционные занятия и до 4 часов самостоятельной подготовки.

  

К этому времени поступили первые 3 тяжелых танка КВ-1. Было решено использовать боевую технику круглосуточно. Составлен специальный график, и занятия на них шли и днем и ночью. Чтобы машины не вышли из строя и находились в хорошем состоянии, за ними установили также круглосуточное техническое наблюдение и обслуживание. Посетивший в это время с проверкой училища командующий войсками Уральского военного, Округа генерал-лейтенант Катков А.В. эту инициативу похвалил: ''Вот что значит танкисты представители молодого рода войск''.

Однако качественной технической и боевой подготовки 3 танка обеспечить не могли. Ведь из учебно-материальной базы училище располагало еще только схемами, плакатами и некоторыми учебными агрегатами и узлами. Кроме того, у училища не было собственных танкодрома и полигона, чтобы курсанты получали настоящую практику, отсутствие которой потом плачевно обернется в боевых условиях. Там учиться и наверстывать упущенное будет некогда. Но выполнить учебную программу, было необходимо вовремя. Это было требование Сурового военного времени. Скидок не делалось на трудности. Требовалось кардинальное решение проблемы.

Надо сказать, весь период становления училища и его учебный процесс никогда не выпадали из поля зрения партийных и советских органов Челябинской области. Лозунги того времени: ''Все для победы'' и ''Народ и армия едины'' прежде всего, подкреплялись делом. Несмотря на обрушившийся целый ком огромных задач, вставших перед руководством области (размещение около 200 эвакуированных заводов и десятков тысяч эвакуированных людей, перестройку промышленности области на нужды фронта), не оставались без внимания и нужды воинских частей и военно-учебных заведений формировавшихся или расквартированные в области. А было их всего 97 наименований, из них 35 крупных в ранге дивизия, бригада, учебный центр, военно-учебное заведение, полк, отдельный батальон. (Из справки военного отдела Челябинского обкома ВКП (б) в ЦК ВКП (б) на 1 августа 1942года).

Инструктора военного отдела, бывая в воинских частях, вникали в суть проблем и содействовали их решению. И именно Челябинский обком партии помог тяжелому положению с обучением курсантов-танкистов, посоветовав перенести занятия по изучению материальной части танка в цеха танкового завода.

Эта производственная практика, начавшаяся в первой половине сентября 1941 года, позволила резко поднять скорость и качество технической подготовки и всего учебного процесса. Курсантов разбили на смены и группы, которые прикреплялись к определенным мастерам и работали непосредственно в составе бригад цехов. Еженедельно они менялись рабочими местами. Таким образом, каждый курсант проходил все стадии сборки, как отдельных агрегатов, так и всего танка.

В результате каждый из них мог детально изучить все агрегаты и получить ясное представление об их работе и взаимодействии. К каждой смене был еще и прикреплен преподаватель училища. В заключение проводилась техническая конференция, в которой участвовали не только обучаемые, но и мастера, инженеры и преподаватели. На ней обсуждались итоги занятий, наиболее сложные вопросы регулировки и эксплуатации тяжелых боевых машин.

Занятия в цехах оказались очень доходчивыми, и выпускники ЧТУ, на фронте отличались хорошим знанием и умением правильно применять ее в бою. Этот ценный почин челябинцев был одобрен Военным советом Уральского Военного Округа и широко распространен. Непосредственно на предприятиях овладевали техникой теперь артиллеристы, минометчики, авиаторы. Таким методом стали готовить и экипажи танков в учебных бронетанковых центрах округа. В том числе и в Челябинском учебном бронетанковом центре и 30 учебном танковом полку расположенных в непосредственной близости к Кировскому заводу  в помещениях театра ЧТЗ, кинотеатра ''Кировец'' и др. К тому же эта ''военная'' производственная практика помогала заводу в условиях быстрого расширения производства решать на первых порах острую нехватку рабочих рук. По отчетам училища ежемесячно курсанты-стажеры собирали до 35 тяжелых танков и САУ в сборочном цехе, плюс работа в других - моторный, сдаточный и тд

Для курсантов-танкистов в годы войны эта практика оставалась важнейшей частью учебной программы, даже когда парк собственных танков стал достаточным. (В зиму 1941-42гг поставки новых боевых машин училищу стали регулярными). А в период, когда проходил переход обучения на новые типы боевой техники – такие как СУ-152        ИСУ-152, ИС - заводская практика вновь выходила на 1 план.

В период сентября-октября 1941 года состояние дел в Челябинском танковом училище неоднократно рассматривалось руководством области и города. В условиях начинающейся зимы так и не был решен ряд важных вопросов: подготовка собственной учебной базы, незавершенность курсантской столовой, отсутствие ряда элементарных материалов и оборудования, решение еще ряда бытовых проблем.

На тот период училищу требовались в первую очередь:

- кирпичи 30 тыс. штук, 80 м3 пиломатериалов, 1км труб, несколько км электропроводки, мебель (для учебных классов и столовой);

- станки токарные и фрезерные, тали подъемные (для создания учебных мастерских и ремонтной базы);

- недоставало столовой посуды по 1500 тысячи мисок и кружек, по 150 кастрюль и чайников);

- 150 комплектов постельного белья (хотя бы для командного состава);

- 2000 пар подметок для сапог;

- войлок для утепления – 800 кг.

И главное, для выполнения работ нужны были квалифицированные специалисты:  печники, столяра, электрики.

Заявки и докладные записки командования ЧТУ изучались, инструктора военного отдела вникали в реальное положение дел и на основе имеющихся возможностей принималось решение. Так 22 октября 1941 года бюро обкома посвятило заседание полностью состоянию боевой и политической учебы Челябинского танкового училища и постановило принять ряд мер (Протокол №157). Оно обязало руководителей партийных советских органов г. Челябинска, руководителей предприятий оказать действенную ежедневную помощь ЧТУ, особенно в вопросах подготовки к зиме.

-Челябинскому Тракторному заводу и его руководителю тов. Зальцман взять шефство над танковым училищем и оказывать постоянную помощь в прохождении постоянной учебной практики в цехах завода (На тот момент практика курсантов была остановлена дирекцией завода, в связи с переводом цехов полностью на военную продукцию. Это привело практически к остановке учебного процесса училища).

Челябинск. Кировский завод Наркомата танковой промышленности (ЧТЗ). Слева на право: главный конструктор Н.Л. Духов, директор завода И.М. Зальцман, главный инженер С.Н. Махонин.

-В виду отсутствия собственных танкодрома и полигона училищу разрешалось пользоваться танкодром ЧТЗ в районе Малое Баландино, (ныне район аэропорта) и использовать в качестве практики курсантов заводской пробег танков выпущенных ЧТЗ. Полигонные занятия проводить совместно с Челябинским учебным автобронетанковым центром, до выделения ЧТУ собственных участков под полигон.

Полигон ЧТЗ.

-Челябинскому Облисполкому предлагалось в 5-дневный срок рассмотреть вопрос обеспечения училища необходимыми стройматериалами, инструментами, оборудованием и предметами первой необходимости.

-Челябинскому горисполкому вменялась обязанность выделить рабочую силу для оборудования и ремонта учебных классов и столовой, ускорить работы на проводке водопровода, и обеспечить ЧТУ 3-мя квартирами для старшего командного состава.

-Отделу пропаганды и агитации обкома поручалось приобретение для училища политической и художественной литературы, учебных наглядных пособий.

Контроль за выполнением постановления возлагался на военный отдел обкома.

В результате реализации этого постановления училище получило возможность проводить учебный процесс в полном объеме с практическим вождением и боевой и стреловой, постоянной производственной практики в цехах ЧТЗ. Был завершен ремонт учебных классов, и в них курсанты приступили к занятиям. Закончено оборудование столовой, проведен водопровод. Частично выполнены заявки по столовой посуде, постельному белью, оборудованию учебных мастерских.

Кроме того шефство  над ЧТУ взял Тракторозаводский район.

Силами трудящихся района были полностью оборудованы необходимой мебелью все помещения училища (столами, стульями, табуретками и диванами). Кроме того, район передал училищу духовой оркестр, пианино, струнные инструменты, много ценных подарков.

Группа офицеров училища 1947 г.

Самое тяжелое время – время становления  было позади. Личный состав сосредоточился на учебе и результаты не замедлили себя ждать. Учрежденное Областным комитетом ВКП(б) и Областным исполнительным комитетом переходящее Красное Знамя было вручено Челябинскому танковому училищу в мае 1942 года. Вручение проходило перед строем училища, с зачиткой наказа. Серьезному улучшению качества учебы способствовали умелая организация теоретических и практических занятий,  серьезное отношение к самостоятельной подготовке  и  организация помощи отстающим.

Подбор кандидатов для обучения в танковом училище осуществлялся следующим образом. В наборах 1941-1942гг преобладала гражданская молодежь, с образованием не ниже 7 классов, прошедшие всеобуч и мед. комиссию. Имевших армейский или фронтовой опыт было немного – от 5 до 10% от общего количества.

Для военнослужащих, младших командиров и красноармейцев из числа выздоравливающих в госпиталях, отмеченных боевыми наградами, отличившихся в боях, этот ценз опускался до 6 классов.

Из первого набора 1941 года, имевших боевой опыт были единицы. Например, младший командир Овчинников – участник боев у озера Хасан в 1938году с японцами, орденоносец.

Постепенно число фронтовиков среди курсантов увеличивалось, а с 1943 года резко возросла, превысив 50% и доходя до 80%. Это было связано с изменением порядка комплектования училищ. Половину курсантов теперь составляли солдаты и сержанты, прибывающие из действующей армии, а большую часть остальных набирали из числа воинов, выписавшихся из госпиталей, направленных из запасных частей.

Бывалые воины не только лучше осваивали программу, но и передавали свой богатый опыт товарищам. Так поступивший в Челябинское танковое училище в 1942 году Герой Советского Союза, ст. сержант В.И. Рындя после 9 месячного излечения в госпитале. По просьбам преподавателей он на занятиях по вождению и тактике рассказывал о поучительных боевых эпизодах, практически показывал, как надо действовать в том или ином случае.

  После лечения от ранения  Герой Советского Союза  к-н Старков Г. В. получил приказ с февраля 1942 г.прибыть в распоряжение начальника Челябинского танкового училища на должность преподавателя тактики. Но полностью поправить здо­ровье после ранения ему не удалось. 8 апреля 1943 года Георгий Вениами­нович Старков скончался. Похоронен в г. Челябинске. 

Судя по фотографии весны 1944 года, более половины курсантов уже были отмечены боевыми наградами на фронте.

Весна 1944 года. Группа выпускников ЧТТУ на фоне учебного корпуса переоборудованного из складского помещения.

 

Качественная характеристика курсантского состава была таковой. Например, на 30 сентября 1941года:

  • С высшим образованием – 13%;
  • Со средним – 44%;
  • Незаконченным средним – 43%.
  • Итого с высшим и средним образованием -57%.
  • Коммунистов комсомольцев – 61%.

В последующие годы – количество личного состава в наборах с высшим и средним образованием снизилось, но как указывалось выше – увеличился процент фронтовиков, что было существеннее для подготовки. Неотъемлемая и характерная черта того времени – рост числа коммунистов и комсомольцев. Так в сентябре 1941 года партийная организация ЧТУ насчитывала 356 коммунистов, комсомольская – 1002 человека. Несмотря на организационный период – работа по их пополнению началась сразу. За первый месяц в ряды партий приняты 5 человек, (и 63 подали заявления), в ВЛКСМ – 103 человека.

К концу обучения количество коммунистов и комсомольцев достигало 80%-90%. Общее состояние воинской дисциплины среди личного состава ЧТУ в целом было удовлетворительное, хотя в первых наборах имелись случаи воровства, употребления спиртных напитков и 1 случай самоубийства (на почве уличения в краже у товарищей).

В конце мая 1942 года после 10 месячного пребывания в училище 552 курсанта первого набора приступили к сдаче выпускных экзаменов. (Удлинение сроков обучения произошло из-за достаточно длительного «организационного» периода лета-осени 1941 года. В последующем, сроки обучения не превышали 8 месяцев).

Экзамены включали в себя проверку теоретической, технической подготовки, боевую стрельбу и выполнение практических работ с техникой и танковым вооружением. Второго июня 1942 года училище произвело первый выпуск.

Приказами Начальника ГАБТУ К.А №0430, №0432 от 2.06.0942 года, воинские звания лейтенант, младший лейтенант присвоено 425 курсантам, а техник-лейтенант -123 курсантам. Отличные результаты показали 182 человека, хорошие -181 человек. Только 4 курсантам  из  батальона военных техников было присвоено звание старших сержантов из–за имевшихся у них в период обучения нарушения воинской дисциплины (в последующих выпусках таких случаев не было). Итого за 1942 год было произведено 9 выпусков в количестве 2144 человек.

Из них отлично с дипломом – 23 человека, отлично – 371 человек, хорошо – 1005 человек, посредственно – 745 человек. В последующем, выпуски производились ежемесячно (иногда по три в течении месяца. Например,  в декабре 1942 года, в декабре 1944 года). 

С лета 1942 года снова встал остро вопрос о собственном полигоне для училища. Площадь одного полигона не позволяла обеспечить возросшие потребности и бронетанкового учебного центра и танкового  училища. Тем более что, бронетанковый центр имел первоочередное право использования. Его учебные батальоны без перерыва каждые  2-3 недели отправляли после боевого сколачивания ''маршевые'' танковые роты или эшелоны. Так же боевую технику приходилось перегонять из места дислокации в городе на полигон и обратно, в результате чего терялось время и сжигалось горючее. Кроме того, постановлением обкома партии от 16 мая 1942 года и приказом Начальника Челябинского гарнизона, в связи с серьезными разрушениями городских дорог и шоссе, танкам воинских частей, ЧТУ, Кировского завода запрещалось передвижение в городской черте.

 23 июля 1942 года Челябинский обл. исполком своим решением №136 отвел Челябинскому танковому училищу в районе'' Кременкуля –Красное поле'' земли под два полигона.  Для проведения артиллерийской стрельбы -1850 га, для проведения пулеметной стрельбы – 770 га. Решение принималось не просто, ибо из сельхозугодий выводились земли хозяйств, обеспечивающих своей продукцией оборонные предприятия, Южно-уральскую железную дорогу. Это были территория подсобного хозяйства «Красное поле»  завода № 78, колхоза «Красный Урал», совхоза № 1 - ЮУЖД. Командование училища  обязывалось принять меры по сохранности уже произведенных посевов, и сроки проведения стрельб согласовались с руководством хозяйств во время уборки урожая. Одновременно хозяйствам предлагалось свою работу строить с учетом проведения учебных занятий ЧТУ. Наличие собственного полигона снимало последние проблемы в организации учебного процесса.

С июля 1942 года на училище дополнительно возложено создание и обеспечение курсов. С июля 1942 по июнь 1943 года - курсов по подготовке комиссаров танковых рот. После реорганизации института комиссаров с июня 1943 по апрель 1945 - курсы по переподготовке полит состава на командные должности.

Со второй половины 1942 года началась частичная ротация офицерского состава. Так, в мае 1942 года убыл начальник училища Игнатьев А.А. на должность заместителя командующего бронетанковыми войсками Брянского фронта (в последствии руководил Управлением боевой подготовки бронетанковых войск, генерал-майор танковых войск).

1943 год группа выпускников ЧТУ на Брянском фронте. В центре (справа) генерал – майор Игнатьев А.А.

 

Его обязанности в период с 5мая 1942 по 17 июня 1942 года исполнял полковник Наумов Б.А. 18 июня 1942 года прибывает начальником Челябинского танкового училища полковник Казаков Алексей Иванович  (с 16 декабря 1943 года генерал – майор танковых войск).  В августе 1942 года в место убывшего так же на фронт комиссара училища Зайченко Б.М. прибыл фронтовик полковник Дашкин Амирхан Шайхлисламович (с 19 июня 1943 года заместитель начальника училища по воспитательной работе).

В сентябре 1942 года  на фронт убыл ряд командиров и полит работников училища. В том числе старший политрук Глушков Александр Иванович. 27 ноября 1942 года он сгорел с экипажем танка во время известного контрудара Западного фронта с целью сорвать переброску немецких войск на помощь к Сталинградской группировке Паулюса. Практически все прибывающие по замене офицеры имели уже фронтовой опыт, что способствовало улучшению подготовки курсантов.         В последующем практиковались командировки преподавателей на фронт для стажировки. Фронтовая стажировка продолжалась до двух месяцев.

 Ряд курсантов показавших наибольшие результаты оставлялись для дальнейшего прохождения службы в училище. Как правило, фронтовики орденоносцы. Так в 1943 году остался на  должности зам. командира роты по технической части Герой Советского Союза Рындя В.И.

 К весне 1943 года ввиду усиления танковой и противотанковой артиллерии Вермахта, танк КВ -1 потерял свое преимущество на поле боя. Кроме того, война выявила технические недостатки конструкции танка. Государственный комитет обороны поручил Челябинскому Кировскому заводу разработку нового тяжелого танка, а КВ-1 с производства снимался. В замену ему пришел танк КВ-85, а с осени 1943 года принципиально новая боевая машина ИС. Сначала ИС-1(ИС-85) затем ИС-2(ИС-122)-ставший основным тяжелым танком советской армии.

ИС-2 у Бранденбургских ворот в Берлине 1945г.

А с 1945 года ИС-3.. Кроме того с 1943 года Челябинский Кировский завод на базе танка КВ начал производство тяжелых самоходно–артиллерийских установок- сначала СУ –152, затем на базе танка ИС  ИСУ -152 , ИСУ – 122. Всего за годы войны на заводе было произведено 18 тысяч боевых машин, что составляет пятую часть от всех выпущенных в стране.

В этих условиях изменялась и направленность обучения в  Челябинском танковом училище. Новую технику приходилось срочно изучать и преподавателям и курсантам. Так в апреле 1943 года в Челябинске началось формирование 16 первых тяжелых самоходно-артиллерийских полков, укомплектованных в основном выпускниками Челябинского танкового. Технику снова изучали прямо в цехах Кировского завода, где за три месяца ее сконструировали и наладили выпуск.

Рапорт Военному Совету Б.Т и М.В. Красной Армии 1943 г. 

Летом 1943 года челябинские полки  получили боевое крещение на Курской дуге, Брянском фронте, на Тамани. Тяжелые самоходки (на фронтовом жаргоне ''Зверобой'') – стали в тот период главным противовесом броне ''Тигра''. Полки (в последствии все гвардейские, орденоносные), воевали на разных участках фронтов – закончив боевой путь в Германии и Маньчжурии).

С 1943 училище начинает преимущественно готовить военных техников, старших механиков-водителей тяжелых танков и ИСУ. Это отразилось в его названии. С 26 августа 1943 – оно переименовывается в Челябинское танкотехническое училище. Выпускникам теперь присваивается звание младший техник-лейтенант. Всего за период 1942-1945 гг. училище произведет 37 выпусков и подготовит 6863 офицера танкиста.

Построение училища. Начальник училища генерал-майор Казаков. 1943 г.

В годы войны училище подвергнется 4 инспекциям - в июне и декабре 1943 года, феврале и сентябре 1944 года. Их общий вывод таков: боевая, техническая подготовка и созданная учебно-материальная база обеспечивают правильную организацию учебного процесса и хорошую подготовку квалифицированных офицеров-танкистов.

Немаловажную роль в эти годы помимо подготовки офицерских кадров училище сыграло в разработке наставлений, пособий по боевому применению танков и их эксплуатации, в том числе и для фронта. Начало было положено еще в зиму 1941-1942 гг. Когда стало известно, что отправляющиеся на фронт из Челябинска танковые экипажи сильно нуждаются в кратком пособии-справочнике по тяжелым танкам.

Ведь Устав бронетанковых войск в то время был написан для машин совсем другой характеристики.

В 1942 году в Челябинской типографии первое пособие Карманного размера было отпечатано. В нем содержались все необходимые данные по скорости, проходимости, электрооборудованию и другим характеристикам танка ''КВ''. Со временем накопившийся опыт, в 1-ю очередь боевой, ложился в основу новых пособий.

Маршевая рота КВ-1с прибыла на фронт. На снимке есть и выпускники ЧТУ

Это был личный опыт преподавателей, курсантов и выпускников. Часто информация приходила в письмах с фронта. Так техник-лейтенант Норин П.А. в октябре 1942 года – сообщил о боевом применении танка ''КВ'' и хитростях применяемыми немцами в борьбе с ним. В последующем училищем были выпущены: краткий справочник ''Танк КВ в бою'', учебник ''Тяжелый танк'', учебник по вождению танков, ''Руководство службы и руководство эксплуатации по 701 объекту'' (танк ИС-2), учебные плакаты всех необходимых агрегатов и приборов танка ''ИС'' и даже создан учебный фильм ''Регулировка механизмов танка ИС''

Лагодин Александр Иосифович, родился 3 июня 1925 г в Воронежской области. В апреле 1941 г. закончил курсы трактористов и был направлен в Ленинградскую область. С июня 1941 и до февраля 1942 г. работал по созданию оборонительных сооружений Ленинграда. В марте 1942 г. в 16 летушел  добровольцем на фронт на защиту блокадного Ленинграда. Участник обороны Ленинграда, прорыва блокады, освобождения Ленинградской области, Прибалтики, боев за Восточную Пруссию. На фронте механик-водитель КВ-1, СУ-152, ИС-2. В феврале 1945 г.  направлен на обучение в Челябинское танко-техническое училище. В марте - мае 1946 г. участвовал с группой курсантов по оформлению учебника «Тяжелый танк ИС-3», который был разработан преподавателями училища и отпечатан в училищной типографии. Курсанты-оформители имевшие навыки художников рисовали схемы узлов, агрегатов и т.д. Позднее участвовал также в создании учебника «Тяжелый танк- ИС-4». В 1947 г. в связи с большим сокращением контингента обучающихся и предстоящим расформированием училища, часть курсантов была снята с обучения и направлена в войска на сержантские должности. Лагодин А. был оставлен в училище как художник-оформитель и работал в клубе в 1947-1948 гг. В мае 1948 г. после расформирования училища был отправлен для дальнейшего прохождения службы на Дальний Восток - Приморский край, с. Занадворовка -  в/ч. - 41190 и 89414. Демобилизован в мае 1950 г. С июля 1950 г. всю оставшуюся жизнь проработал на Челябинском тракторном заводе – наладчиком, инженером-испытателем, старшим инженером, заведующим фотолабораторией.

 

Рисунок Лагодина А. из учебника Тяжелый танк май 1946

14.05 1946 г. авторская группа по оформлению учебника "Тяжелый танк"

Авторская группа по оформлению учебника Тяжелый танк март- май 1946

Авторская группа по оформлению учебника Тяжелый танк у стены казармы ЧТТУ май 1946

В годы войны жизнь личного состава училища складывалось не только из одной напряженной учебы.

В ответ на огромную помощь в создании и становлении училища его личный состав активно откликался на заботы и нужды города и области.

Так летом 1942 года в период уборки урожая силами преподавателей и курсантов ЧТУ отремонтировано 28 комбайнов и 25 тракторов.

Созданные рабочие бригады училища – убрали 1000 га зерновых.

Как отмечал военный отдел Челябинского обкома партии в докладе в ЦК ВКП (б) – курсанты ЧТУ норму косовицы яровых вручную выполняли на 400-500%. Кроме того, одновременно проводили политико-массовую работу среди колхозников. Так за 15 дней июля 1942 года в колхозах Аргаяшского района было проведено 32 беседы, 6 докладов 15 вечеров. К этой работе привлекались в основном курсанты-фронтовики.

По просьбе руководства области и города откомандировывались группы для оказания практической помощи в сборе теплых вещей и подарков для фронта, а также для выявления нужд и оказания помощи семьям фронтовиков, инвалидам войны. Как правило, эти группы состояли из офицеров-коммунистов.

Для организации военного обучения, военно-оборонных кружков в учебных заведениях и школах области и города – училище выделяло руководителей для занятий и обеспечивало материальной частью. Агитбригады училища выступали перед трудящимися области и ранеными в госпиталях.

Личный состав училища регулярно вносил деньги в фонд обороны. Так в 1941 году было собрано 1 миллион 128 тыс. рублей.

Даже в самые тяжелые военные годы в СССР уделялось особое внимание физическому развитию молодежи, стремление юношей и девушек к занятиям спортом всячески поддерживалось и поощрялось.
Считалась обязательной сдача норм комплекса физической подготовки «Будь готов к труду и обороне» (БГТО), «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО), «Готов к санитарной обороне» (ГСО) и «Ворошиловский стрелок». Ребята с гордостью носили на груди значки – показатели их спортивных побед. Многие становились членами добровольных спортивных обществ, Общества содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР (Осоавиахим). 
 

Команда ЧТТУ в День физкультурника на улице Кирова. 1944 г.

С особым энтузиазмом юноши и девушки участвовали в традиционных лыжных и легкоатлетических кроссах.

Несмотря на плотный и жесткий график жизни, у курсантов было время и для творчества. Проводились смотры стенной печати и художественной самодеятельности.

Благодаря шефской помощи клуб был обеспечен музыкальными инструментами и к концу 1941 года в училище действовало 6 творческих коллективов:

  • Ансамбль песни и пляски (хоровой и танцевальный коллективы – 30 человек).
  • Струнный оркестр – 50 человек.
  • Драматический кружок – 20 человек.
  • Джаз-оркестр – 16 человек.
  • Изостудия – 12 человек.
  • Литературная группа – 8 человек.
  • джаз-оркестр ЧТТУ 1944 -1945 гг

Занятия проводились  2 раза в неделю высококвалифицированными руководителями, которые привлекались из города.

Через областное Управлением кинофикации обеспечилось поступление кинофильмов в первую очередь - ''На фронтах Отечественной войны''.

клуб училища 1948 г.

Так как клуб училища по своей вместимости не обеспечивал посадку всего личного состава, сеансы организовывались посменно.

Библиотека, оставшаяся от артполка насчитывала 20 тыс. экземпляров, но в первое время не хватало художественной и справочной литературы. Со временем, при помощи города и области, библиотечный фонд вырос.

Особо, конечно, стояли вопросы полит. массовой работы, учитывая характер государственного и политического строя страны. Эта работа пронизывала все стороны деятельности училища.

Помимо чисто партийных и комсомольских форм работы проводились:полит. информация (через день), полит. занятия, лекции, семинары, выпускались боевые листки и стенгазеты.

Челябинское танковое училище. Политинформация, 1943 г.

В конце 1941 года родилась песня ''Марш курсантов Челябинского танкового''. Ее текст сохранился благодаря воспоминаниям выпускника ЧТУ августа 1942 года, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, златоустовца Салова Александра Георгиевича.

Вот слова из нее:

 

Собрали нас из ближних сел и дальних

Чтоб научить отлично, воевать.

Мы в дни войны училище создали –

Оно теперь для нас – отец и мать.

 

Страна дала нам мощные машины

Мы будем бить по грозному врагу.

Освобождать заводы, пашни, нивы

Вперед танкист – питомец ЧТУ.

В годы войны сотни выпускников Челябинского танкового (танко-технического) училища были удостоены высоких правительственных наград, в том числе 20 человек – звания

Герой Советского Союза.

 

Есть среди выпускников Челябинского училища люди с необычной, удивительной судьбой.

Вот только некоторые из них.

Артамонов Б.А.

 

Кириченко П.И.

 

Орлов С.С

Челябинское танковое училище закончили и единственные женщины, воевавшие на тяжелых танках

Александра Леонтьевна

Бойко (Моришева)

Зинаида Михайловна

Ильичева 

 

После окончания Великой Отечественной войны училище переходит на новую программу обучения. Вновь поступившее, с1945 года начинают обучаться по полной послевоенной трехгодичной программе.

л-нт Егоров со своим взводом на полевых занятиях. Челябинское ТТУ, 4.07.1946 г.

штаб училища зима 1947-1948

Однако в рамках общего сокращения Вооруженных  Сил, ряд военно-учебных заведений подлежал сокращению и с 10 июня 1948 года Челябинское танковое (танко-техническое) училище после проведения очередного выпуска расформировывается.

Преподавательский состав ЧТТУ  1948 г.

Последний выпуск курсантов ЧТТУ 1948 г.

Курсанты младших курсов переводятся в другие училища. Туда же переходит часть преподавательского состава. Часть курсантов была снята с обучения и направлена в войска на сержантские должности. 

Уже не курсанты. Осень 1947 г.

 Ряд офицеров продолжили службу в составе 30-го учебного танкового полка, который передислоцировался в освобождающийся военный городок. Знамя училища было сдано на хранение. Так закончилась первая часть истории Челябинского танкового. 

 

В. Конин, С. Семенов, А. Лагодин  

        декабрь 1945 г. ЧТТУ

             А. Лагодин 1947 г. 

 Марков Юрий и Лагодин июнь 1947 г

             Друзья ЧТТУ 1946 г. 

           Друзья Лагодина А.

    Ежов А., и неизв. 23. 06. 1945 г. 

      Занадворовка Приморский край

                      лето 1948 г. 

             в казарме осень 1947 г. 

                    в казарме  

  Лагодин А., Приходченко Борис

        декабрь 1945 г. ЧТТУ 

            ЧТТУ 1946 г.  друзья 

             А. Лагодин 1944 г. фронт 

            зима1947-1948 г.г.

СЛЕДУЮЩАЯ



Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru