Поиск Первая страница сайта Написать нам
Челябинское ВТКУ
  Главная страница
  СОВЕТ ВЕТЕРАНОВ ЧВТКУ
  История училища
  Начальники училища
  Заместители Н.У.
  КАФЕДРЫ
  Отделы, службы
  Аллея славы
  Навечно в строю
  ВСЕ ВЫПУСКИ, ТБОУП
  Золотые медалисты
  Наши «ВИА»
  Выпускные знаки
  Афганистан

В родных стенах
  Спасибо за помощь сайту
  К "золотым" погонам.
  Наш "музей"
  Видео
  ТВОРЧЕСТВО
  Я ищу

Проекты
  Были ЧВТКУ

МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА

 

 

(Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин)

 

 

    Большую работу в деле воспитания будущих офицеров, в формировании нх мировоззрения вела кафедра марксизма-ленинизма, которую возглавил полковник К. К. Король, кандидат исторических наук (он первый в училище защитил кандидатскую диссертацию). 

 

 

 

 

 

   На кафедру пришли опытные политические работники, в основном пропагандисты частей и соединений и с должностей заместителей командиров полков по политической части. Это офицеры А. Я. Баранов, Н. Ф. Киртока, Е. Ф. Мамонов, Я. Д. Меньшиков, С. Ф. Сучков, А. О. Тинт, Н. В. Федоров, А. М. Шумов, В. П. Ямщиков (позже начальник кафедры), Н. А. Ясиновскнй, служащий Советской Армии В. Г. Уфимцев.

 

начальник кафедры п-к Ямщиков В.П. (1977 г.)

Кафедра М-Л

    В 70-е годы военные кафедры пополняются новыми преподавателями. Некоторые из них с опытом командования курсантскими подразделениями, большинство же пришли из воинских частей, принеся с собой войсковой ритм боевой и политической подготовки. На кафедру марксизма-ленинизма преподавателями приходят офицеры Н. В. Чекменов, Я. В. Месниченко, политические работники училища В. Н. Сусликов, Е.В. Траспов.



     В окружной газете «Красный боец» вышли статьи майора А. М. Шумова «На главном направлении», подполковника Е. Ф. Мамонова «И пламенем зажечь сердца».



    С целью оказания помощи курсантам в изучении предметов и дисциплин учебного плана была издана следующая литература:


  «Методические рекомендации по изучению курса военной психологии и педагогики» (майор Н. В. Федоров, 1972 г.);

  «Оргаиизационно -методичсекпе указания по курсу научного коммунизма» (подполковник А. М. Шумов, 1972 г.),;

  «Пособие по организацин партийно-политической работы на полевых занятиях» (подполковник В. И. Сусликов, 1974 г.).;

  «Критика современной буржуазной философии» (Я. В. Мясниченко, 1975 г.);

  «Использование художественной литературы в преподавании политической экономии» (В. Г.Уфимцсв, 1976 г.).


   Энтузиастами широкого использования технических средств обучения на кафедре стали подполковники А. Д. Менщиков и Н. В. Федоров.

Были оборудованы две аудиторий, насыщенные техническими средствами обучения с дистанционным управлением, основанным на принципах дневного кино.

Заново оснащен учебно-методический кабинет. В этой работе активное участие принимали подполковники В. Н. Сусликов и А. М. Шумов, заведующая кабинетом В. И. Лотош, лаборант Ю. М. Тюфякова.

   Преподаватели кафедры марксизма-ленинизма принимают активное участие в семинарах, проводимых обкомом и горкомом КПСС Челябинска. Методическая работа и уровень преподавания на кафедре (начальник полковник В. П. Ямщиков) заметно улучшились после опубликования постановления ЦК КПСС «О работе в Московском высшем техническом училище имени Н. Э. Баумана и Саратовском государственном университете имени Н. Г. Чернышевского по повышению идейно-теоретического уровня преподавания общественных наук». Весь комплекс методической работы был направлен на повышение идейно-теоретического уровня и воспитательной функции лекций, глубокое освещение теоретических проблем в тесной связи с задачами, стоящими перед будущими молодыми офицерами в их практической деятельности. Усиливается работа по профессионализации преподавания. К программам курсов разрабатываются дополнения по военной проблематике.

    На предметно-методических комиссиях обсуждаются такие вопросы., как улучшение чтения лекций и отражение в них военных аспектов, пути более глубокого рассмотрения военных вопросов в лекциях и на семинарских занятиях, воспитание у курсантов чувства гордости, любви к профессии офицера-танкиста, способы и методы активизации самостоятельной работы курсантов с первоисточниками.

    Использование технических средств обучения стало правилом на лекционных и семинарских занятиях. Их применение в сочетании с наглядными пособиями повысило эффективность занятий. «Созданной на кафедре материально-технической базе,— отмечалось в газете «Красный боец»,— смело позавидуют кафедры общественных наук многих военно-учебных заведений».

В практике работы кафедры стало проведение семинарских занятий по политической экономии на предприятиях, по истории партии —в музеях и по партийно-политической работе — в подразделениях местного гарнизона. Ежегодно по политической экономии курсанты 4-го курса изучают такие темы, как «Хозяйственный расчет. Кругооборот и оборот фондов», «Издержки производства и система цен в социалистическом обществе. Прибыль предприятия». По истории партии: «Партия в период иностранной военной интервенции и гражданской войны», «Коммунистическая партия —вдохновитель и организатор победы советского народа в Великой Отечественной войне».

    На кафедре начали собирать и анализировать информацию о работе выпускников училища в войсках. Изучение отзывов и ответов на вопросы анкет, беседы с молодыми офицерами позволяют понять, какие трудности испытывают выпускники в своей воспитательной, общественной работе с воинами, и улучшить процесс преподавания.

   

 

   Приобретению опыт партийно-политической работы с личным составом в полевых условиях в училище уделяется серьезное внимание с самого начала обучения, помятуя ленинский завет, что там «где наиболее заботливо проводится политработа в войсках... там нет расхлябанности в армии, там лучше ее строй и ее дух, там больше побед».

   Уделять серьезное внимание привитию курсантам навыков партийно-политической работы в поле требуют уроки богатейшего опыта Великой Отечественной войны.

  

     Вместо офицеров-преподавателей, ушедших в запас кафедра укомплектовывается политическими работниками, в основном, с должностей начальников и заместителей начальников политических отделов соединений и частей по политической части.

   Это офицеры В. П. Альченко, Б, П. Вашурин, Н. Киселев, Э. Г. Махмутов, А. М. Божевалев, а также офицеры — выпускники педагогического факультета Военно-политической академии имени В. И. Ленина: А. А. Фомин, А.Ф. Миниахметов, В. А. Кузнецов. Возглавил кафедру полковник А. М. Шумов.

Кафедра М-Л

    Преподаватели кафедры в числе первых в училище выступили с инициативой внедрить в учебно-воспитательный процесс проблемный, метод обучения. Это означало перейти от традиционного обьяснительно-иллюстративного метода к созданию на занятиях ситуации (проблемы) и тем побудить курсанта самостоятельно добывать знания, мыслить.

    Кафедра стала инициатором активной работы по отбору и изучению информации о выпускниках. При этом используются различные источники: обзоры Главнокомандующего Сухопутными войсками, письменные отзывы из частей, материалы периодической печати, встречи и беседы с выпускниками и их командирами, переписку преподавателей и другие каналы.

    Начиная с 1979 года, кафедра провела три анкетных опроса молодых офицеров. В результате обобщен и проанализирован большой материал, отражающий качество подготовки курсантов, положительные и отрицательные моменты в деятельности всего коллектива училища.

Кафедра марксизма-ленинизма издает «Учебно-методические пособия по организации индивидуальной, воспитательной работы в подразделении» (Н.В. Федоров), учебное пособие «XXVI съезд КПСС об укреплении экономических основ обороноспособности Советского государства» (В. П. Альченко).

Н.В. Фёдоров


В 1983-1984 гг на должность заместителя начальника кафедры марксизма-ленинизма назначается кандидат философских наук, подполковник Н. В. Руденко, на преподавательские должности этой кафедры подполковники Ю. В. Никитин, Г. А. Сейфер, майор В.Н. Шипилов.

  

     

1968 г. Курсанты 5 роты на кафедре Марксизма-Ленинизма

 

Начальник кафедры полковник Шумов А.М. всесторонне и гармонично развивает наши личности (фото 80 г.в.)

 

 

Реформирование кафедры после распада СССР

Последние пятнадцать лет существования кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин были необычайно динамичными, насыщенными высоким духом творческого поиска. Произошедшие в начале 90-х годов изменения в социально-политической структуре общества, связанные с распадом СССР, отменой руководящей и направляющей роли КПСС, выдвинули новые задачи по совершенствованию содержания и методики преподавания учебных дисциплин.  

Организационные изменения коснулись в первую очередь названия самой кафедры. В 1992 году кафедра марксизма-ленинизма была переименована в кафедру общественных дисциплин, а с 1995 года она становится кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Коллектив кафедры:  п-к запаса Шипилов Владимир Нефёдович, п-пк запаса Белашов Николай Николаевич, п-пк Курилкин Игорь Борисович, п-пк запаса Миллер Виктор Иванович,  п-пк запаса Питеримов Валентин Филиппович,  п-к запаса Перминов А.Ю, п-к Никитюк Сергей Павлович, В центре сидит нач. кафедры п-к Осипов Олег Викторович. (ФИО женского коллектива сообщайте, дополню.)

Решение организационных вопросов выпало на начальника кафедры полковника Руденко Н.В. и его приемника полковника Иванова В.А.(впоследствии – заместителя начальника Военного университета ВС РФ по воспитательной работе). За короткий срок кафедре предстояло освоить новые учебные дисциплины, переосмыслить содержание и методику преподавания уже, казалось бы, устоявшихся учебных дисциплин. Так вместо учебной дисциплины «История КПСС» вводилась учебная дисциплина «Отечественная история». В полной мере её освоение выпало на Ядолю молодого преподавателя майора Осипова О.В., выпускника педагогического факультета Военно-политической академии им. В.И. Ленина. В тандеме с ним трудился ветеран кафедры, участник Великой Отечественной войны Волков Г.П. После его увольнения из училища (в 70-летнем возрасте), на месте преподавателя этой дисциплины плодотворно трудился кандидат исторических наук Крошилов А.А.. В сжатые сроки ими были подготовлены тексты лекций, планы семинарских занятий, разнообразные учебные и методические материалы.  

 

  

Серьёзные изменения произошли в учебной дисциплине «Марксистско-ленинская философия». По известным причинам философский материализм с его жёсткими идеологическими установками уже не отвечал реалиям постсоветского времени. Сокращалось практически в два раза количество учебных часов на проведение занятий. В содержании лекций особое внимание отводилось изложению различных концептуальных подходов к оценке философского знания и особенностям его применения в реальной жизни.

Класс философии

Опытные преподаватели полковник Кузнецов В.А. и полковник Шипилов В.Н. оказались способными в полной мере трансформировать учебную дисциплину в соответствии с требованиями времени. Следует отметить, что универсальность философской подготовки позволяла полковнику Кузнецову В.А. преподавать культурологию и защитить диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук, а полковник Шипилов В.Н после увольнения из рядов ВС РФ, кроме философии, успешно преподавал психологию и педагогику, культурологию и политологию.

п-к Шепилов В.Н.

 

Оставил свой заметный след в качестве преподавателя философии на кафедре Г и СЭД полковник Бибик О.П.. Выпускник нашего училища, он прошёл интересный путь войскового офицера, закончил специализированное философское отделение Военного университета (бывшего ВПА им. В.И. Ленина), успешно преподавал учебные дисциплины «Военная психология и педагогика» и «Философия». Курсантам он запомнился как требовательный и справедливый преподаватель, обладающий высокой научной эрудицией, высокой работоспособностью и целеустремлённостью. После защиты кандидатской диссертации он был избран секретарём учёного совета и возглавлял НИРИО училища.

п-к Олег Петрович Бибик со своим отделом.

Своеобразной философской составляющей в гуманитарном образовании курсантов можно считать учебную дисциплину «Культурология». В разные годы её преподавали Кузнецов В.А, Дорохов А.М., Лобастов А.А., Шипилов В.Н. Каждый из них вносил своеобразие в содержание и методику изложения учебного материала. Так, например, лекции кандидата исторических наук Дорохова А.М. содержали такое разнообразие сопутствующего материала по особенностям культурологического отражения вопроса в судьбе российских народов и народов мира, что побуждали курсантов искать и находить ответы на сложные хитросплетения исторических процессов прошлого и современности. Высокий профессионализм кандидата культурологических наук Лобастова А.А., его безупречные личностные качества снискали ему уважение среди преподавателей кафедры и курсантов училища.  Кроме того, он был страстным охотником и рыболовом, активно занимался различными видами спорта, что делало его необычайно популярным и авторитетным человеком.

Пожалуй, одной из самых сложных и, вместе с тем, важных в практическом отношении является учебная дисциплина «Психология и педагогика. Психология управления». Она возникла как логическое продолжение, своеобразный синтез бывших учебных дисциплин «Военная психология и педагогика», а также «Партийно-политическая работа». В новейших условиях функционирования Вооружённых Сил России знание командиром подразделения основ обучения и воспитания подчинённых преобретает особую значимость.

Класс психологии и педагогики

В разные годы передавали свои знания и опыт практической работы полковники запаса Вашурин Б.П. и Шипилов В.Н., подполковник Сафронов В.А., подполковник Крылов В.В., подполковник Питеримов В.Ф., подполковник Кондин С.А., подполковник Бибик О.П., подполковник Быков В.В., подполковник Смирнов В.А., подполковник Курилкин И.Б.,  подполковники запаса Миллер В.И. и Перминов А.Ю.. Специфика данной дисциплины заключается в том, что она требует от преподавателя не только разносторонних знаний в вопросах психологии военнослужащих и воинских коллективов, основ обучения и воинского воспитания, но и солидного служебного и житейского опыта. Практически все офицеры прошли большую школу на различных воинских должностях. Боевыми орденами награждены полковник Вашурин Б.П., подполковники Кондин С.А. и Питеримов В.Ф.. Всё это позволяло не только эффективно передавать знания, но и примером личной жизни и службы формировать будущих офицеров-танкистов. В начале девяностых годов, когда происходил мучительный процесс переосмысления опыта воспитательной работы офицеров-политработников советской школы, а работа офицеров-воспитателей ещё не получила должной оценки, их вклад в учебно-воспитательный процесс был просто неоценим.

Подполковнику Быкову В.В. были присущи простота и искренность в отношениях с курсантами. Будучи выпускником нашего училища, он отличался завидным оптимизмом, высокой коммуникабельностью и присущей только ему лёгкостью в исполнении поставленных задач. Он первым в новейшей истории кафедры стал кандидатом исторических наук. Обладал высоким потенциалом в личностном саморазвитии. К сожалению, его преждевременный уход из жизни оставил глубокое чувство разочарования в коллективе кафедры.

Подполковники Питеримов В.Ф. и Кондин С.А. были не только единомышленниками в учебном процессе, но и добрыми товарищами в жизни. Их связывало ещё одно редкое качество – любовь к рационализаторской и изобретательской работе. Они в числе первых в училище ставили в практическую плоскость вопросы программированного обучения и контроля на основе компьютерных технологий. Их руками были оборудованы учебные аудитории и классы, позволяющие комплексно использовать технические средства обучения в учебном процессе.

  

Подполковник Смирнов В.А. в числе первых освоил компьютерные технологии и успешно применил их в учебном процессе. Его отличали доброжелательность и отеческая заботливость в отношении курсантов. Ни один вопрос не оставался без ответа. Тяга ко всему новому, пытливость ума позволяли ему быть одним из самых востребованных преподавателей кафедры. Его увлечения рыбалкой и садоводством способствовали сохранению крепкого здоровья, жизненного оптимизма и своеобразного чувства человеческой надёжности.  

 Подполковник запаса Миллер В.И. привнёс на кафедру основательность и устойчивость в отношениях с коллегами, уважительное отношение и требовательность к курсантам. Обладатель тонкого юмора, он всегда находит возможность естественно разрядить психологическую напряжённость в коллективе. Высокая военно-профессиональная подготовка, разносторонний жизненный опыт позволяют ему проводить занятия в курсантских подразделениях с неизменным успехом.

В целях повышения уровня военно-профессиональной подготовки с курсантами выпускного курса с 2001 года проводился факультативный курс «Теория организации и методика воспитательной работы в подразделении», по итогам освоения которого выдавалось свидетельство установленного образца о возможности их использования на должностях воспитательных структур, за прошедшие годы курс освоили 119 будущих офицера. С офицерами, призванными из запаса, проводились занятия по дисциплине «Методика воспитательной работы во взводе». К проведению занятий привлекались опытные преподаватели, в числе которых полковник  Темяков И.А., подполковник Курилкин И.Б., сл. ВС РФ Шипилов В.Н., Миллер В.И., Питеримов В.Ф., Перминов А.Ю.. Проводимые занятия восполняли, в первую очередь, практическую составляющую работы командира по организации воспитания, как отдельных военнослужащих, так и воинских коллективов.

Теория научного коммунизма в дореформенные годы была ведущей учебной дисциплиной. Она выносилась на государственные экзамены, была основной идеологической и социально-политической дисциплиной. В новых условиях в учебный процесс вводятся две дисциплины: социология и политология. Каждая из них требует накопления научного и эмпирического багажа, наработки учебного и методического материала.

Ведущим преподавателем учебной дисциплины «Социология» на протяжении всего новейшего времени оставался полковник Никитюк С.П.. Социология как никакая другая учебная дисциплина требует научной точности в оценках и суждениях. Наличие противоречивой эмпирической базы, разнообразные концептуальные подходы к событиям и явлениям социальной жизни порождают методологическую и мировоззренческую сложность в проведении занятий. Базовая философская подготовка позволила ему успешно справиться с поставленной задачей. На кафедре Г и СЭД он являлся одним из самых высоко профессиональных преподавателей, способен в любом педагогическом коллективе быть на ведущих ролях.

 

Класс социологии

Учебная дисциплина «Политология» потребовала по-новому оценить политические процессы, происходящие в обществе в условиях не определившейся российской политической системы. Базовые учебники и учебные пособия разрабатывались, как правило, на основе западноевропейских и американских исследований. Их адаптация к российским реалиям требовали не только профессиональных знаний, но и жизненного опыта. Этим качеством в полной мере обладала сл. ВС РФ кандидат исторических наук Окишева М.В. С особым трудом ей давались проблемы военно-политического характера. Потребовалось особого рода напряжение, прежде чем были уяснены вопросы национальной безопасности, проблемы разрешения и предотвращения военных конфликтов, особенности функционирования армии в современном обществе. Большой жизненный опыт Милитины Вячеславны, посещение ею большинства европейских государств в качестве туриста, активное участие в общественной жизни города и области, позволяли разнообразить содержание проводимых занятий, делали своеобразной «энциклопедией» отечественной и зарубежной политической истории.

В новейшей истории кафедры претерпело большое изменение преподавание учебной дисциплины «Экономическая теория». В разные годы эту дисциплину преподавали полковник запаса Альченко В.П., подполковник запаса Белашов Н.Н., сл. ВС РФ Синченкова Т.Г.. Каждый из них внёс свою лепту в дело освоения курсантами основ экономической теории и практических умений управления ротным войсковым хозяйством.

Среди тех, кто осваивал азы современной рыночной экономики, был Альченко В.П.. Он был в числе первых офицеров, кто стоял у истоков училища. После учёбы в ВПА им. В.И. Ленина прошёл путь офицера-политработника до должности начальника политотдела дивизии. Волей судеб был назначен на должность преподавателя кафедры, дослужился до воинского звания полковник, а после увольнения из рядов вооружённых сил остался на преподавательской должности в качестве гражданского преподавателя. Его увлечённость обновлённой дисциплиной была заразительной. Сторонник рыночной экономики, он жадно вчитывался во все новинки учебной дисциплины, был инициатором многих кафедральных дискуссий по вопросам современной жизни и будущего России. Очень переживал трагедию приватизации, когда единицы в короткое время становились миллиардерами, а миллионы соотечественников, и военнослужащие в том числе – бедными. Тяжёлая болезнь привела к его скоропостиженной кончине, но и сегодня он остаётся в памяти кафедры как широкой души человек, увлечённый педагогической деятельностью, верой в людей и достойное будущее нашего Отечества. 

Достойным приемником и продолжателем новаторского подхода к изучению учебной дисциплины стал подполковник Белашов Н.Н.. Не желая быть офицером узбекской армии, он в числе многих офицеров возвращается в Россию, становится преподавателем кафедры и практически в одиночку выполняет огромный объём работы по созданию учебных и методических материалов дисциплины. Уволившись в запас, он продолжает педагогическую деятельность в качестве гражданского преподавателя. Кроме того, за последние пять лет Николай Николаевич неоднократно публикует воспоминания участника боевых действий в Афганистане, ведёт большую работу по героико-патриотическому воспитанию молодёжи. Необыкновенная жизненная энергетика, доброжелательность делают его авторитетным педагогом, уважаемым членом коллектива кафедры.

п-пки запаса Миллер В.И. Белашов Н.Н.

Принципиальные изменения произошли в содержании учебной дисциплины «Правоведение». Распад Советского Союза не мог повлечь единовременного изменения правовых основ, регламентирующих жизнь и деятельность ВС России. В силу этого разработка лекционного курса, подготовка учебно-методических материалов требовала особой тщательности и правовой точности. В разные годы учебную дисциплину преподавали полковник Аляшев В.А., подполковник Алексеев Д.Ф., полковник Темяков И.А..

Драматичная судьба России по-своему отразилась в военной карьере подполковника Алексеева Д.Ф.. На кафедру он прибыл в 1994 году с должности заместителя начальника политотдела Грозненского республикан-ского военного комиссариата. Последовавшие в следующем году военные события перечеркнули всякую возможность получить юридическое образование в Грозненском государственном университете. Он находит возможность завершить образование в юридической академии г. Екатеринбурга и успешно работать в качестве преподавателя кафедры. Подготовленные им четыре издания  учебно-методического пособия «Военное право» становятся настольной книгой практически всех выпускников училища.

Класс правового законодательства

Ответственная работа помощника начальника училища по правовой работе и старшего преподавателя, а затем и заместителя начальника кафедры делают полковника Темякова И.А. человеком исключительно востребованным не только в качестве педагога-правоведа, но и практического юриста. Служение закону не терпит суеты. Юридически обоснованные решения, ответственность и доброжелательность делают его уважаемым членом коллектива кафедры, авторитетным руководителем. Подготовленные им учебные и учебно-методические материалы в полной мере отвечают современным нормам военного права, периодически уточняются в соответствии с происходящими изменениями и служат хорошей основой для подготовки будущих офицеров-танкистов.

Несмотря на сложности в жизни российского общества за последние пятнадцать лет, известные кризисные процессы в армии кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин была укомплектована профессорско-преподавательским составом  на  достаточно высоком уровне. По уровню образования – 100% преподавателей были выпускниками военных академий и университетов. Как правило, 1-2 преподавателя имели стаж педагогической работы менее  5 лет, в то время как абсолютное большинство свыше десяти лет. В 2006 году свыше 60% преподавателей имели учёные степени кандидатов наук и учёные звания доцентов, что позволяло проводить учебные занятия на высоком научном и методическом уровне. А, если учесть, что полковник Осипов О.В. работает над темой докторской диссертации, а полковники Темяков И.А., Никитюк С.П., сл. ВС РФ Синченкова Т.Г. работают над темами кандидатских диссертаций, то становится ясным большой потенциал кафедры, который, к сожалению, оказался не реализованным.

В целом, профессорско-преподавательскому составу кафедры в течение последних лет удавалось решать задачи формирования у курсантов научного мировоззрения, глубоких нравственных убеждений, высокой общей и правовой культуры. У курсантов вырабатывались верность конституционному долгу, своему народу и Отечеству. Практиковалось вооружение их методологией изучения, прогнозирования и управления воинскими коллективами, развитие творческого мышления, инициативы и самостоятельности. Девизом работы кафедрального коллектива во все времена являлось высказывание И. Канта: «Не мыслям надобно учить, а мыслить»

Одним из основных видов деятельности кафедры является методическая работа. Основными задачами, решаемыми в последние годы, были: совершенствование методики, повышение эффективности и качества проведения всех учебных занятий; повышение педагогического мастерства преподавательского состава; совершенствование организации и обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Методическая работа необыкновенно разнообразна по формам и содержанию. В числе наиболее распространённых форм – методические семинары по вопросам выявления и решения задач подготовки курсантов по специальности; методические совещания по вопросам организации эффективного взаимодействия дисциплин кафедры; межкафедральные совещания с привлечением командиров подразделений по решению комплексных задач обучения и воспитания будущих офицеров; инструкторско-методические занятия по реализации комплексных планов привития курсантам командно-методических навыков и навыков воспитательной работы. Важнейшей формой методической работы являются заседания кафедры. Так, например, в 2004-2005 учебном году было проведено 12 заседаний кафедры, на которые выносилось для обсуждения более 50 вопросов. В числе основных проблем: вопросы повышения качества учебной и воспитательной работы и мер по её активизации; совершенствование личной научно-профессиональной подготовки; отчёты о выполнении заданных и инициативных НИР; обобщение практики использования в учебном процессе новых обучающих технологий; итоги военно-научной работы с курсантами и многие другие.

Большую работу по совершенствованию методики учебных занятий принадлежало предметно-методическим комиссиям. В разные годы председателями ПМК были: полковник Осипов О.В., полковник Никитюк С.П., подполковник Быков В.В., подполковник Смирнов В.А., полковник Бибик О.П., сл. ВС РФ Белашов Н.Н., Шипилов В.Н., Миллер В.И. и некоторые другие. На заседаниях ПМК рассматривались, как правило, конкретные вопросы организации и методики проведения занятий. С учётом того, что в составе ПМК были представители различных учебных дисциплин, это обогащало преподавателей новыми знаниями и способствовало упрочению межпредметных связей.

Заседания ПМК на кафедре СЭД в Челябинском танковым училище (В.И. Миллер, В.Н. Шипилов, Н.Н.Белашов)

За последние годы получила распространение практика проведения методического дня кафедры, на который приглашается профессорско-преподавательский и руководящий состав училища. Так, например, в 2005 году на методический день кафедры полковником  Осиповым О.В. было предложено: организация учебно-методической работы на кафедре; проведена презентация методик преподавания социально-экономических и гуманитарных дисциплин; показано информационно-методическое обеспече- ние дисциплин кафедры. Кроме того, проведена презентация учебно-методических и методических пособий, разработанных преподавателями кафедры.

Традиционно преподаватели кафедры принимают самое активное участие в научно-методических конференциях и семинарах училища. Высокой оценки заслуживали выступления полковника Никитюка С.П. по вопросам активизации деятельности курсантов на различных видах занятий; полковника Темякова И.А. по методике формирования правового сознания военнослужащих; сл. ВС РФ Лобастова А.А. о содержании нравственной культуры и особенностях её проявления у воинов российской армии; сл. ВС РФ Шипилова В.Н. о характере взаимодействия материальных и духовных компонентов в деятельности профессионального военнослужащего.    

Поиск новых методик преподавания находил своё отражение на страницах научно-методических сборников училища. Особый интерес вызывали статьи преподавателей кафедры по вопросам методического обеспечения учебных занятий. К их числу относятся статьи: полковника Темякова И.А. «Правовые аспекты проведения предвыборных мероприятий с участием военнослужа- щих и военных организации»; сл. ВС РФ Миллера В.И. «Формирование у курсантов практических навыков укрепления воинской дисциплины в подразделении»; полковника Никитюк С.П. «Формирование готовности к самообразованию как необходимое условие получения образования в высшей школе 21 века»; сл. ВС РФ Белашова Н.Н. «Роль экономической теории в профессиональной подготовке офицеров-танкистов» и многие другие. 

Особое внимание уделялось совершенствованию учебно-методических и дидактических материалов по всем дисциплинам кафедры. Курсанты в полной мере и своевременно обеспечивались методическими материалами  для подготовки к семинарским и практическим занятиям. Большой объём работы был выполнен подполковником Смирновым В.А., сл. ВС РФ Белашовым Н.Н., Питеримовым В.Ф., Миллер В.И., Синченковой Т.Г. и другими. Полковник Осипов О.В. подготовил видеоматериалы для проведения занятий по дисциплине «Отечественная история». Полковник Бибик О.П разработал комплект слайдов по всему курсу дисциплины «Философия».

Существенную помощь преподавателям кафедры и курсантам училища в подготовке к занятиям оказывалась в учебно-методическом кабинете кафедры. Более тридцати лет его бессменной хозяйкой и хранительницей была сл. ВС РФ Лотош В.И.. Имея университетское образование, она легко ориентировалась в проблематике и содержании практически всех учебных дисциплин. В последние годы кабинет получил статус «учебного». Здесь систематически организовывались выставки методической и научной литературы, лучшие рефераты курсантов. Ежеквартально делались сообщения о поступившей литературе и наиболее интересных публикациях в научных сборниках и периодической печати. Систематически ведётся библиография по всем учебным дисциплинам кафедры. Обобщается опыт работы преподавателей кафедры. Оказывается содействие курсантам училища в написании рефератов, научных сообщений и докладов. Начиная с 2004 года, в учебном кабинете функционирует справочно-информационный центр, который позволяет получить информацию по содержанию всех учебных дисциплин кафедры.

Учебный кабинет

Предметом особой гордости кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин в её новейшей истории является научная работа. Конец  80-х - начало 90-х годов прошлого века породили глубокое разочарование и невостребованность научной мысли. По этой причине так и не смогли завершить свои диссертационные исследования полковники Кузнецов В.А. и Шипилов В.Н. в области философии, на долгие годы отложил своё исследование полковник Петриев Ю.И.. Однако уже во второй половине 90-х годов ситуация резко меняется. Для становящейся российской армии оказались востребованными научный потенциал не только специализированных институтов, но и ВУЗов МО РФ.

В числе задач научной работы кафедры ставилось: исследование проблем совершенствования преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в условиях перехода ВУЗов МО РФ к обучению по новым учебным планам и программам; поиск путей совершенствования учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования; совершенствование существующих и поиск наиболее эффективных методов обучения курсантов, повышение их познавательной активности; повышение научной квалификации и профессиональной подготовки преподавательского состава; совершенствование военно-научной работы курсантов.  

В 1996-1997 годах кафедра участвовала в выполнении двух НИР, заданных вышестоящими начальниками и организациями. В одной из них подполковники Быков В.В. и Сафронов В.А. совместно с кафедрой тактики и кафедрой вооружения и стрельбы  исследовали пути совершенствования методики проведения контрольно-комплексного занятия. В ходе работы были проанализированы имеющиеся методики проведения ККЗ, разрабатывались методические рекомендации по подготовке курсантов к выполнению функциональных обязанностей по предназначению.  

Вторая НИР «Удовлетворение требований гуманизации высшего образования при преподавании дисциплин учебного плана» выполнялась под руководством полковника Шипилова В.Н. преподавателями кафедры подпол- ковниками Осиповым О.В., Никитюк С.П. и сл. ВС РФ Кузнецовым В.А.. В ходе проделанной работы были исследованы пути повышения эффективности преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин, изучались возможности усиления гуманитарной направленности всех других дисциплин,  изучаемых в училище, рассматривались проблемы создания в училище комфортной гуманитарной среды.

В 1998 году преподаватели кафедры полковник Шипилов В.Н., подполковник Осипов О.В. и подполковник Смирнов В.А. в ходе выполнения НИР под шифром «Профессионал» изучали возможности подготовки в училище дополнительных обеспечивающих профессий, совершенствование методик формирования военно-профессиональной направленности курсантов в ходе учебного процесса. В итоговом отчёте рекомендовалось, в частности, создание курсов повышения квалификации из числа офицеров-двухгодичников, а также организация факультативного курса из числа выпускников по программе  доподготовки офицеров-воспитателей. Такие рекомендации были  учтены в последующие годы.

В течение 1998-1999 годов под руководством начальника училища генерал- майора Лукьянова В.М. группой преподавателей кафедры в составе полковника Шипилова В.Н., подполковников Бибик О.П. и Никитюк С.П. выполнялась НИР института «Методика формирования профессиональной направленности курсантов в ходе учебного процесса». В ходе исследования были теоретически обоснованы модели формирования военно-профессиональной направленности гражданской молодёжи, разработана методика формирующего воздействия на личность курсанта ВУЗа. В итоговом отчёте содержались методические рекомендации командирам подразделений и преподавателям ВУЗов по формированию военно-профессиональной направленности личности в процессе обучения. Основное содержание исследование было изложено генерал-майором Лукьяновым В.М. в докладе на научно-практической конференции «Преемственность поколений и славных патриотических традиций российского народа» (апрель, 1999 г.)

В числе исследовательских работ, имеющих практическую направленность, особо выделяется  работа, выполненная под руководством полковника Луцевич А.Э. группой преподавателей кафедры в составе п/п-ка Быкова В.В., п/п-ка Смирнова В.А. и п/п-ка Бибик О.П. на тему: «Влияние морально-психологического климата на воинскую дисциплину подразделения». Исследование потребовало выяснения теоретических и методологических основ содержания морально-психологического климата. В ходе проделанной работы были выявлены механизмы влияния морально-психологических отношений на состояние воинской дисциплины. В рекомендациях командирам подразделений по морально-психологическому сплочению воинского коллектива особое внимание уделялось формированию здоровой нравственной атмосферы в коллективе, поддержанию положительных традиций в подразделении. Материалы НИР нашли своё применение в ходе учебного процесса и организации воспитательной работы в училище.

  

За последние десять лет преподавателями кафедры были выполнены около 10 инициативных работ, которые по своей теоретической и практической значимости не имеют аналогов во всей предыдущей научно-исследовательской работе, когда-либо проводимой на кафедре. Все эти работы проводились в инициативном порядке, занимали несколько лет и требовали большой самоотдачи. Так, сл. ВС РФ кандидат исторических наук, доцент Дорохов А.М. в течение четырёх лет (1996-2000 гг.) работал над монографией: «Декабризм: не плакать, не смеяться, а понять».  В ней обобщался исторический опыт движения декабристов, выявлена роль офицеров царской армии в становлении новой России. Предпринята попытка по-новому оценить значение декабристов в духовном опыте России. Материалы монографии нашли своё отражение в учебных дисциплинах кафедры, частично опубликованы в научном сборнике «Уржумка» и материалах научно-практических конференций училища, города Челябинска и области.

Уникальный философско-энциклопедический словарь «Философия, культура, искусство античного мира, Древнего Китая и Индии» был подготовлен полковником запаса сл. ВС РФ Кузнецовым В.А.. В словаре в краткой форме обобщены исторические данные, политическое и культурное развитие народов Древнего мира. Подготовлены краткие статьи по основным событиям, процессам, происходящим в Древнем мире. Даны биографические сведения о знаменитых людях античности, Древнего Китая и Индии. Материалы философско-энциклопедического словаря частично использовались в процессе преподавания философии и культурологи. К сожалению, училище так и не смогло оплатить Южно-Уральскому книжному издательству сравнительно небольшую сумму, и словарь так и не вышел в свет. 

Подполковник запаса сл. ВС РФ доцент Белашов Н.Н. более восьми лет творчески работает над проблемами перехода к рыночной экономике в современной России. За эти годы были подготовлены учебные пособия: «Сущность рынка. Проблемы перехода к рыночной экономике в России» (1996 г.); «Основы экономической теории» (1997 г.); «Военно-экономические вопросы в курсе экономики» (1999 г.); «Экономика» часть – 1 (2000 г.), часть-2 (2002 г.). Материалы научных исследований нашли своё отражение в учебных научно-теоретических конференциях училища «Формирование рыночных отноше- ний в России и проблемы военного строительства».  Кроме того, в соавторстве с преподавателем кафедры сл. ВС РФ Синченковой Т.Г. изданы учебные пособия  «Макроэкономика» (2005), «Основы бухгалтерского учёта» (2005), «Экономическая теория» (2006), которые были допущены в качестве учебных пособий для вузов Сухопутных войск.  А  подготовленная ими монография «Экономика и оборона» (2005) стала в буквальном смысле настольной книгой для многих офицеров и курсантов училища.

В качестве инициативных работ выполнены диссертационные исследования полковником Петриевым Ю.И. «Культура общения в структуре культуры личности», полковником Осиповым О.В. «Становление и развитие церковно-приходских школ Оренбургской епархии», полковником Бибик О.П. «Механизм проявления когнитивного диссонанса у обучающихся в ходе изучения философии», подполковником Быковым В.В. «Оренбургское казачье войско в годы русско-японской войны 1904-1905 гг. и первой русской революции 1905-1907 гг.». За последние пять лет присвоено учёное звание «доцент» в порядке исключения по совокупности выполненных научных работ полковнику Осипову О.В., полковнику Шипилову В.Н., подполковнику Белашову Н.Н., полковнику Темякову И.А., полковнику Никитюк С.П.

Важное место в научной работе кафедры занимало научное информирование по темам научных интересов преподавателей кафедры. При этом преподаватели не только взаимно обогащались в процессе обмена разнообразной научной информацией, но и в ходе возникающих дискуссий оттачивали научную аргументацию и доказательную базу научного сообщения. Запомнились выступления полковника Бибика О.П. «Механизм возникновения когнитивного диссонанса и его роль в формировании философского знания», сл. ВС РФ Шипилова В.Н. «Творчески-деятельное отражение и его роль в становлении сознания человека», сл. ВС РФ Белашова Н.Н. «Оборонно-промышленный комплекс как фактор экономического роста России», полковника Никитюка С.П. «Влияние массового сознания на раппорт информации генезиса когнитивного диссонанса», сл. ВС РФ Миллера В.И. «Формирование у курсантов практических навыков укрепления воинской дисциплины в подразделении». 

Ежегодно преподаватели кафедры принимают участие в работе научных, научно-практических конференций различного масштаба и уровня (в том числе и международного). Так, например, только в 2005 году они приняли участие в конференциях: п/п-к Никитюк С.П. – научно-практическая межвузовская конференция «Офицер  ХХIвека. Проблемы воспитания личности» (апрель) – ЧВАКУШ, вторые межвузовские философские чтения «Модусы и экзистенциалы человеческого бытия» (ноябрь) ЧГАКИ; сл. ВС РФ Белашов Н.Н. – всероссийская научная конференция «Великая война: великая победа и великая трагедия» (апрель) – Екатеринбург, всероссийская научная конференция «Афганская война: история и современность» (декабрь) – Екатеринбург; п-к Осипов О.В., сл. ВС РФ Миллер В.И.- всероссийский научный форум «Война. Культура. Победа.»  (апрель) – ЧГАКИ, п-к Осипов О.В. – всероссийская церковно-историческая конференция «История православия на Урале» (ноябрь) – Екатеринбург; сл. ВС РФ Окишева М.В. – всероссийский форум «Образование пожилых людей» (июнь) – Орёл; сл. ВС РФ Лобастов А.А. межрегиональная научная конференция «Бирюковские чтения» (ноябрь) ЧПУ; п-к Темяков И.А. – меж- вузовская научно-практическая конференция «Совершенствование подготовки в области МГП в вузах МО РФ» (март) – Казань.

Работа преподавателей кафедры не ограничивается личностным научным поиском. Большое место занимает руководство военно-научной работой, в которой принимает участие до 25-30 процентов курсантов училища. Ими подготовлены сотни рефератов, докладов, научных сообщений. По результатам внутриучилищного конкурса наиболее достойные представлялись к участию в межвузовских конкурсах научных работ в г. Москве, Екатеринбурге, Челябинске и других городах России. Высокой оценки удостоены работы: к-та Чернышева М.А. «Античная философия – философия противоречий и споров»  (научный руководитель п-к Бибик О.П.); к-та Цой А.В. «Глобализация как очевидный фактор мироустройства» (научный руководитель п-к Осипов О.В.); к-та Питеримова А.В. «Сюжеты и образы древнерусской иконописи» (научный руководитель сл. ВС РФ Лотош В.И.); к-та Сарычева К.И. «Цивилизационный вызов современной эпохи» (научный руководитель сл. ВС РФ Шипилов В.Н.); к-та Жильцова С.Н. «Оборонно-промышленный комплекс России» (научный руководитель Белашов Н.Н.);   к-та Категова И.Б. «Особенности ведения современного боя с учётом психологического фактора» (научный руководитель сл. ВС РФ Миллер В.И.).

За последние годы значительно расширилась сфера деятельности кружков ВНО кафедры. Помимо участия в традиционных видах научной работы, курсанты привлекались к разработке учебных пособий, выполнению плановых и инициативных НИР, созданию учебных видеофильмов, изготовлению наглядных пособий и проведению мероприятий изобретательской и рационализаторской работы. Так под руководством сл. ВС РФ Питеримова В.Ф. за период 2001-2005 годов было изготов- лено 19 экспонатов, многие из которых участвовали в выставке технического творчества военных вузов Челябинского гарнизона и получили высокую оценку. В числе помощников Валентина Филипповича – его сын к-т Питеримов А.В., курсанты Курочкин Р.Г., Панахов Ф.Ф., Цой А.В. и другие. За последние 5 лет кафедра неизменно занимает 1-2 места в училище по организации и проведению научной работе.

Кафедра – это не только учебная, методическая и научная работы, но и разнообразная внутрикафедральная жизнь. Каждый человек от рождения наделён разнообразными талантами. Но для того, чтобы они раскрылись, нужна товарищеская, доброжелательная обстановка, взаимное доверие и поддержка. Так п-к Петриев Ю.И. написал слова и музыку к гимну нашего училища. Лирические стихи, ироничные поэмы и посвящения принадлежат перу п-ка Шипилова В.Н.. Дружеские шаржи и эпиграммы, шутливые пожелания коллегам кафедры всегда пользуются успехом в авторском исполнении п-ка Осипова О.В.. Писательский талант проявляется в великолепных статьях о героях минувших дней, воспоминаниях о мужестве и героизме советских воинов участника войны в Афганистане п/п-ка Белашова Н.Н.   Замечательными  вокальными данными  обладали п-к Альченко В.П. и  п-к Вашурин Б.П.. Песни в их исполнении звучали не только в стенах училища, но и на конкурсных площадках города, области и даже Уральского военного округа. Мастерами на все руки зарекомендовали себя п-к Бибик О.П. (кроме этого он пишет великолепные стихи, в совершенстве владеет современной компьютерной техникой), п/п-ки Смирнов В.А. и Питеримов В.Ф.. Гордостью кафедры в течение многих лет были лучшие спортсмены среди офицеров училища п-к Руденко Н.В., п-к Аляшев В.А., м-р Черноротов С.В.

Самых добрых и теплых слов заслуживают лаборанты кафедры, которых отличает неизменное трудолюбие, аккуратность, требовательность к курсантам, такт и сердечность в отношениях с преподавателями, уникальность личностных качеств, обаяние. За последние годы на кафедре трудились: Михальченко И.А., Макарова А.В., Нестерова А.В., Данилова Е.И. Во все времена они являлись неотъемлемым элементом кафедрального коллектива.

В разное время кафедрой руководили офицеры, имевшие не только большой опыт педагогической деятельности, но и обладавшие высокими организаторскими способностями, позволявшими им на протяжении многих лет сохранять преемственность традиций, неизменную атмосферу взаимной требовательности, творческого отношения к делу, товарищеской поддержки, взаимовыручки,  доверия.

С 1967 года полковник Король Константин Константинович

С 1972 года  полковник Ямщиков Василий Петрович

С 1979 года полковник Шумов Афанасий Максимович

С 1989 года  полковник Руденко Николай Васильевич

С 1994 года полковник Иванов Владимир Александрович

С 1996 года полковник Петриев Юрий Иванович

С 2003 года  полковник Осипов Олег Викторович

 В последние годы перед закрытием ВУЗа кафедра, наряду с другими, готовила дипломированных специалистов с присвоением квалификации «Управление персоналом», квалификация «менеджер», в соответствии с Государственным образовательным стандартомвысшего профессионального образования, утвержденным Министром образования Российской Федерации 26 декабря 2001 года по военной специальности «Применение танковых подразделений». На кафедре курсанты выполняют дипломные работы.

На кафедре преподавалось 8 дисциплин федерального компонента: «Отечественная история» - 108 часов, «Философия» - 118 часов, «Правоведение» - 90 часов, «Психология и педагогика. Психология управления» - 204 часа, «Экономическая теория» - 200 часов, «Социология. Социология управления» - 118 часов, «Культурология» - 90 часов, «Политология» - 90 часов.

Приходится только сожалеть, что потенциал кафедры оказался не востребованным для продолжения дела подготовки кадров офицеров-танкистов. 

 

 



Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru